Технологическое царство
|
от 23 декабря 2003 (20:52)
|
Эта страна, дольше других не знавшая пороха и мореплавания, завоевала высокотехнологичные рынки планеты. В XIII веке чудом избежала монгольского вторжения, в XVI едва не покорила Поднебесную, а в 1945-м пережила атомную бомбежку. Ее подарившие миру дзен-буддизм граждане верят разным богам, оставаясь монолитной нацией. Впечатление, которое она производит на иностранца, обязательно включает в себя одну составляющую: жить технологичнее японцев невозможно.
Талантливый эпигон, гений заимствованной идеи. Таково традиционное представление о Японии, подтверждений коему хоть отбавляй. Возможно, первая история такого рода связана с аркебузами, завезенными на острова в 1543 году португальцами. Аборигены мало того что научились копировать огнестрельное оружие европейцев, они улучшили конструкцию: соорудили кожух над фитилем для стрельбы в дождь. Не они также изобрели электролампу, радио, автомобиль и холодильник, но они производят это лучше прочих.
|
Внешне все именно так и выглядит. А под поверхностью явления Японии народам - веками воспитывавшееся внимание к мелочам, которых в серьезном деле (самое серьезное из дел - бизнес) не бывает.
Впрочем, не заимствованиями едиными. Японцы умели делать великолепные клинки еще в VIII веке, тогда же отлили бронзовую статую Будды весом более 500 тонн и позолотили ее. Ёрои, древний японский доспех, - куда более продуманная конструкция, нежели наша кольчуга. Даже японская кухня в высшей степени технологична, нет лучшего способа, чем у них, сделать безвкусный рис изысканной едой. Можно вспомнить и о технологиях харакири, и о специальном отверстии для волос на макушке самурайского шлема. Полезная мелочь, радикально облегчающая транспортировку боевого трофея к ногам господина.
"Мелочи" - в них все дело. Плюс не показное усердие народа. Водитель огромного автобуса, на стоянке под дождем полирующий бока своей машины, пока русские журналисты бродят по неизвестно зачем попавшему в программу пребывания токийскому Диснейленду. Клерк в гостиничном "обменнике", бегом преодолевающий несколько шагов от стойки до сейфа. Переводчик, несмотря на непреодолимое "р" вместо "л" строящий русские фразы с точностью диктора первого канала. Через несколько дней уже не удивляет ни эмалированная тремя цветами, нарядная, как открытка, крышка канализационного люка на тротуаре, ни подвыпивший островитянин, гордо шествующий по ночной Осаке с повязанным вокруг лба галстуком.
"Panasonic" - это для США и Европы, а "National" - торговая марка продукции Matsushita Electric на внутреннем рынке. Именно этот рынок в небогатой, мягко говоря, довоенной Японии дал компании жизнь.
Музей Matsushita в Осаке. У входа памятник основателю компании Коносуке Мацусита. Экскурсовод говорит о бизнесе как форме служения обществу. Экспонаты - образцы товаров. Деревянный фонарик, похожий на пенал. Совершенно непонятного назначения деревянный же ящик - электроприбор, ставится под стол, чтобы согреть ноги. Похожая на треногую кастрюлю первая стиральная машина. Первый переносный магнитофон. Первый цветной телевизор, который выпустили на рынок одновременно с Sharp по убийственной для среднего японца цене. Ничего не попишешь, прибыль не самоцель, а необходимое условие служения обществу. Без иронии. Рассчитывай на массовый спрос, делай то, что не смогут не купить. И помни о "мелочах".
В 1920-м г-н Мацусита озаботился созданием "хоичи-каи", сообщества рабочих компании. Девизом рабочей гвардии - "Live in Employee System" ("Жизнь в системе рабочего коллектива"). Униформа, флаг, гимн, ритуальное пение которого начинало рабочий день, фирменная система обучения. Существовало хоичи-каи до 33-го года, рудиментарно существует и теперь. Ритуал ежедневного произнесения корпоративной речевки принят и в российском представительстве. "Рабочая солидарность" ярче всего проявила свою эффективность после войны, когда ходатайство рабочих помогло сохранить компанию, которую американцы закрыли было за производство боевых самолетов и кораблей. Попытка объяснить преданность работодателю самурайской традицией верности не проходит, слишком много тут интернационального. Любой, кто стоял в корпоративном строю, знает, что демократия существует - если существует - где-то за пределами офиса, а на работе имеет место в лучшем случае просвещенный абсолютизм. Все успешные компании этим похожи друг на друга.
Штаб-квартира Matsushita. Вице-президент компании г-н Юкио Шотоку (очень похож на Ельцина) принимает группу российских журналистов. После неизбежной дани технологической теме г-н Шотоку прерывает монолог и адресуется к журналисту "Известий" с вопросом: "Не отрицательно ли в России относятся к идее вступления в ВТО?". В России и НАТО-то не слишком боятся, что нам ВТО, отвечает озадаченный журналист. Тогда г-н Шотоку сообщает, что в принятой в ВТО России Matsushita готова строить заводы. А как же Китай, где японские заводы строят и без ВТО? Исторически так сложилось, китайцы сами позвали г-на Мацуситу к сотрудничеству еще во времена Дэн Сяопина. Братским странам ВТО не помеха.
Причина внезапной открытости Matsushita (до сих пор ни русских журналистов не приглашали, ни заводы в России строить не собирались) в том, что внутренний рынок перестал служить источником всегдашнего роста. Глобализация, ничего не поделаешь.
В Японии машин с левым рулем примерно столько же, сколько в Москве "праворульных". С той существенной разницей, что у японцев настоящий европейский автомобиль служит для "кидания понтов". Полублатной сленг оправдан тем обстоятельством, что на "мерседесах" с левым рулем по Токио ездят якудза.
Куда более массовое явление - наступление европейской кухни. В местах массового отдыха японских трудящихся шведские столы ломятся от сосисок и колы, а суши вытеснены в маленький уголок, и к ним нет очереди. Шотоку-сан горько сетует на отказ японской молодежи от традиционной кулинарии и не скрывает одобрительного отношения к русской моде на японскую еду.
Наши страны схожи.
http://izvestia.ru/ |
Вернуться к новостям
|
Версия для печати
Прочитать позднее
|
|